Про композицию…и не только.


Уже многое сказано и написано по поводу композиции в фотографии и в пейзаже, в частности. Но от этого вопрос не становится более понятным и менее важным, он всё так же оставляет место для дискуссий.  И действительно, иногда мы обсуждаем правила композиции и даже спорим на тему гармоничной пейзажной фотографии (именно композиция является основой той самой гармонии), но часто в этих разговорах остаёмся «при своих», что в общем-то логично, ведь искусство (к которому фотография без сомнения относится) всегда имеет «свой взгляд» или пресловутое «я так вижу».


И что же делать нам, фотографам? 


Несмотря на любимое некоторыми «я фотограф, я так вижу!» однозначно не стоит пренебрегать основами композиции и композиционными приемами. Их знание, понимание и применение безусловно способны сделать ваши кадры эмоциональнее и ярче! А я уверен, что это именно то, что вам надо. Если это так, тогда то, что написано ниже может помочь вам вывести пейзажные снимки на новый уровень.


Сама по себе композиция не может обеспечить нам эмоциональные фотографии. Я считаю, что рассматривать её нужно всего лишь как один из элементов системы съёмки пейзажа. Это как объектив, который очень хорош, но сам по себе, без камеры и фильтров, не способен обеспечить отличные снимки. 

Поэтому, находясь на природе и готовясь снимать я использую свою «систему» поиска кадра, в которой есть место и композиции.  Но давайте обо всем по порядку. 

Итак, с чего же начинать поиск своего гармоничного кадра…


ИДЕЯ ПЕЙЗАЖНОГО КАДРА

Статья. Про композицию…и не только. Фототуры и обучение пейзажной фотографии

Очень важно понимать, что именно вы хотите снять, что вы хотите донести или рассказать зрителю своей фотографией! В кадре обязательно должен быть «главный герой или герои». Предмет, объект, явление, что-то, что вас восхитило в этом месте и о чем вы хотите рассказать всем с помощью фотографии. Представьте себе, что кто-то рассматривает сделанную вами фотографию. Так вот зритель должен самостоятельно понять о чем этот кадр, уловить вашу идею, определить кто или что здесь тот самый «главный герой»! 

Да это не просто, а иногда даже сложно, уловить идею и понять, что хочется показать в этом месте, но это основа, это главное в успешном кадре! 

Именно поэтому, уже находясь на месте, я провожу много времени в поиске той самой идеи, главного героя будущего снимка, пытаюсь понять эмоции которые я испытываю в данный момент, то есть определяюсь с тем, что именно я хочу снять. 

А дальше остается только вопрос того, как расположить предметы в кадре. И вот тут-то уже всё гораздо проще и быстрее.  


РАЗНОПЛАНОВОСТЬ — ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП

Статья. Про композицию…и не только. Фототуры и обучение пейзажной фотографии

В вашем снимке должна быть разноплановость! 

То, что в соответствии с появившейся идеей вы решили включить в кадр (цветы, камни, озеро, маяк, скалу, горы…) должны располагаться на разной удаленности от камеры, то есть на разных планах. 

Иногда их может быть два (передний и задний планы) иногда три (передний, средний и задний), иногда даже больше. 

И именно это придает глубину вашему снимку! 

Наличие хорошо «читаемых» планов в кадре, позволяет взгляду гулять по фотографии, вовлекаться в неё, переходя от плана к плану. Также благодаря разноплановости создается глубина и иногда перспектива снимка. 

Когда планы скомпонованы, остается только обеспечить связь между ними, гармонично расположив выбранные объекты в кадре.

И вот для этого нам и нужны правила композиции или композиционные приемы.  


КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ

Статья. Про композицию…и не только. Фототуры и обучение пейзажной фотографии

Для меня композиция имеет совершенно четкое определение.

Расположение предметов и объектов в кадре и их взаимодействие между собой. 

Именно расположение и взаимодействие, а не их цвет, контраст, эмоциональность. Эти аспекты тоже крайне важны, но я их отношу к другим элементам создания гармоничного кадра. А вот композиция это всё-таки про расположение… 

Итак, для себя я выделил 10 приемов расположения объектов в кадре. Это те приемы, которые в моей практике действительно помогли и помогают сделать кадр выразительнее и гармоничнее. Со временем они сформировались в основные (используются в каждой фотографии) и дополнительные (те, что в пейзаже применяю не очень часто) приемы. Все они просты в понимании и реализации и не имеют каких-то сложные схем и графических представлений. 


Начну с 5 основных, которые применяю чаще всего.


1. Правило третей

Самый классический, простой в поиске и применении прием. В большинстве своих кадров я применяю именно его (отдельно или в сочетании с другими). Располагайте «главного героя» на линиях третей или в точках пересечения горизонтальной и вертикальной линий, так он гораздо органичнее вписывается в кадр и «читается» зрителем при взгляде на фотографию. Предметы, находящиеся на разных планах, можно располагать в разных точках пересечения линий (по диагонали), это помогает выстроить связи и сбалансировать фотографию. 


2. Центральная композиция

Иногда этот прием называют симметрия или симметричное расположение. Это когда вы помещаете главного героя в центр кадра или делаете симметричное кадрирование.  

Хорошо работает на вертикальных снимках. Но и на горизонтальных, с вытянутыми и довольно высокими предметами (дерево, маяк, человек) или с размещением линии горизонта по середине кадра. 

Эффект от такого приема может быть усилен отражением, а так же он хорошо помогает создать пространство в кадре


3. Направляющие линии

Практический всё окружающее нас в природе, может создать направляющие линии. Это могут быть камни, волны, тропинки, примятая трава, тени, да всё что угодно, что визуально можно выстроить в линию.

 Почему направляющие? Потому что их задача в пейзаже направить взгляд зрителя в определенное место. Идеальная работа этого приема, когда несколько линий сходятся в одной точке, где расположен главный герой. 

Линий могут быть совершенно разными, прямыми, дугами, петляющими, зигзагами. Этот прием хорошо работает на взаимодействие планов и объектов на фотографии.


4. Гипертрофированный передний план

Интересный прием, который добавляет кадру необычности и глубины. Я располагаю камеру (с широкоугольным объективом) максимально близко к какому-либо предмету который начинает заполнять большое (треть, а иногда и половину) пространство в кадре. За счет этого даже самые маленькие предметы (цветочки, листики, льдинки) становятся значительными и важными героями снимка, создавая ту самую глубину и необычность. 

Но выделяя таким образом передний план, помните и про объекты на заднем плане, которые всё равно нужны для уравновешивания и гармонии в снимка. 

☝ требует использования техники съёмки «фокус-стекинг»


5. Человек в кадре

Ни разу не встречал этот прием в качестве рекомендаций по композиции в пейзажной фотографии. Более того, до определенного времени усиленно избегал людей в кадре при съемке пейзажа, а если не удавалось, то безжалостно удалял их фотошопом. 

Но сейчас я совершенно по-другому смотрю на человека в кадре и довольно часто включаю его в пейзаж, показывая тем самым часто так необходимый нам масштаб и получая то, ради чего я и снимаю — дополнительные эмоции в кадре.   


Это 5 основных композиционных приемов, которые я регулярно использую, создавая свои кадры. 

Часто в одном снимке работают сразу несколько из них, усиливая и дополняя друг друга. Основополагающими я считаю первые два (правило третей и центральная композиция) именно они помогают сделать «основу» композиции, то есть понять, как расположить главного героя снимка, ближе к краю или к центру кадра. 

Остальные из этой пятерки скорее дополняют или усиливают эти базовые приемы. 

Но что же с остальными? 

Есть еще 5 композиционных приемов которые я предпочитаю использовать, но реже чем те, что уже перечислены. Поэтому не буду останавливаться на них подробно, расскажу лишь вкратце, продолжив список.


6. Пространство  

Пространство между краем кадра и любыми сюжетно значимыми предметами в нем.

☝ Важно не резать, значимые предметы краями кадра

7. Отражения и рефлексы 

В пейзаже чаще использую отражение в воде. 

8. Минимализм

Минимум объектов и предметов в кадре, лишь явно выраженный главный герой

9. Обрамление 

Создание рамок внутри фотографии, за счет использования любых предметов, по краям кадра.

10. Ритм 

Повторяющиеся паттерны (рисунки, линии, узоры, фактуры)

Конечно, композиционных приемов гораздо больше чем десять перечисленных и посвятить им можно не одну статью или не один час мастер-класса по композиции, но именно эти приемы, по моему опыту, сочетают в себе две важных вещи — простоту в понимании и применении фотографом и простоту в восприятии готового кадра зрителем.

Вы можете сказать, что хорошая фотография это не только верно выбранные Идея 🠖 Сочетание планов 🠖 Композиционный прием, иногда случайный кадр «на вскидку», без всяких правил и размышлений может стать не меньшим шедевром! 

Да, и я с вами совершенно согласен! 

И всё же, знание, понимание и осознанное применение этих приемов может сделать результаты вашей съёмки более предсказуемыми и увеличить количество удачных и запоминающихся кадров, даже тогда, когда не очень повезло с погодой или местом съемки. 

Да и шедевры «на вскидку» чаще случаются именно тогда, когда мы владеем знаниями и регулярно применяем их, что бы довести до автоматизма.


Статья. Про композицию…и не только. Фототуры и обучение пейзажной фотографии

Идея

Понять что именно я хочу снять, какой будет идея кадра и что/кто будет «главным героем»

Статья. Про композицию…и не только. Фототуры и обучение пейзажной фотографии

Наличие планов

Найти ближний — средний — дальний план

Статья. Про композицию…и не только. Фототуры и обучение пейзажной фотографии

Композиционный приём

Выбрать какой композиционный прием будет использован в кадре

     1. Правило третей

     2. Центральная композиция

     3. Направляющие линии

     4. Гипертрофированный передний план

     5. Человек в кадре

     6. Пространство

     7. Отражения и рефлексы

     8. Минимализм

     9. Обрамление

   10. Ритм



Удачи вам в поиске своих кадров и самых гармоничных композиций!